Молодым и будущим мамам

Артериальная гипертония в подростковом и юношеском возрасте

В последние годы внимание исследователей, занимающихся изучением проблемы гипертонической болезни, все больше привлекает гипертония в молодом возрасте. Этот интерес может быть объяснен двумя причинами. Во-первых, попыткой найти истоки заболевания, которые «уходят, по-видимому, в тот возрастной период, в котором более всего формируется характер человека, его высшая нервная деятельность. А этим периодом, несомненно, является детский и юношеский» (А. Л. Мясников). Во-вторых, тем, что в последние годы отмечается увеличение частоты гипертонической болезни у детей, подростков и юношей.
Еще совсем недавно этот недуг считался заболеванием преимущественно взрослых, чаще всего пожилых людей.
Анализируя результаты измерения АД у студентов Калифорнийского университета, в 1920 году Альварес впервые высказал предположение, что АД более 140 мм рт. ст. для юношей и 130 мм рт. ст. для девушек является повышенным. Однако лишь через 30 лет эта форма артериальной гипертонии стала специально изучаться и сформировалось мнение, что повышение АД у подростков и юношей (за исключением симптоматической гипертонии) — временное, преходящее нарушение, связанное с возрастной перестройкой организма. Эта форма получила название юношеской гипертонии.
Значительное увеличение частоты этого заболевания среди молодежи в 60-е годы, в несколько раз превышающей его распространенность в 40—50-е годы, послужило основанием для исследований механизмов формирования юношеской гипертонии, ее проявлений, особенностей течения. Результаты этих исследований показали, что патогенез юношеской гипертонии не отличается от патогенеза гипертонической болезни взрослых, в частности было установлено, что в основе повышения давления в период возникновения заболевания лежит нарушение нормальных взаимоотношений между сердечным выбросом и тонусом периферических сосудов.
Каковы же причины данного заболевания у подростков и юношей? По мнению большинства исследователей, основная роль в происхождении гипертонической болезни принадлежит нервному перенапряжению и отрицательным эмоциям. Хорошо известно, что среди взрослых гипертонией чаще болеют люди «нервных» профессий: преподаватели, телефонистки, телеграфисты, журналисты и др. Среди подростков и юношей самая высокая ее распространенность отмечается у школьников старших классов и студентов вузов.
Причиной нервного перенапряжения в этом возрасте могут быть большая учебная нагрузка и трудности учебной программы. Но нагрузка в школе одинакова для всех детей, а гипертония развивается лишь у некоторых. Следовательно, правильнее обратить внимание на внеклассные занятия школьника. Видимо, не для всех подростков бесследно проходят учеба в музыкальной школе, изучение второго иностранного языка и т.д. в ущерб физкультуре, спорту, отдыху. Многие десятиклассники, готовясь поступать в вуз, занимаются с репетиторами, а затем дважды в течение одного лета проходят экзаменационные испытания. При нерациональной организации труда школьника все перечисленное приводит к перенапряжению нервной системы и создает предпосылки для развития гипертонической болезни.
Отрицательные эмоции, особенно повторяющиеся; также играют немаловажную роль в возникновении артериальной гипертонии. У взрослых такие эмоции вызывают неприятности на работе, дома, потеря близкого человека и пр., а у детей, как правило, неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, их развод и пр.). Отрицательные эмоции могут вызвать неодинаковое, возбуждающее чувство ревности отношение родителей, учителей к детям, сложные взаимоотношения со сверстниками, неправильная реакция окружающих на изменение характера подростка.
Особое значение в происхождении гипертонической болезни у подростков и юношей, как и у взрослых, имеет наследственность. Если гипертония наблюдается у родителей или других членов семьи, то возрастает вероятность ее появления у детей. Но правильнее было бы считать, что «потомству передается не гипертоническая болезнь как таковая (ибо она всегда есть результат воздействия на организм факторов внешней среды), а особенности человеческого организма, способствующие ее развитию» (А. Л. Мясников). К таким особенностям относится структура личности человека.
В результате обследования студентов с помощью психологических тестов нами установлено, что гипертония чаще возникает у подростков с определенными личностными чертами. Таким людям свойственна склонность к сомнениям, опасениям, им часто трудно принимать решение, и прежде чем выработать линию поведения, они многократно взвешивают возможные варианты. Для них характерны неуверенность в своих силах, излишняя озабоченность состоянием своего здоровья, пониженный уровень настроения. В то же время они стремятся быть в центре внимания окружающих. С личностными особенностями связана реакция сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс.
К другим факторам, способствующим развитию гипертонии у подростков и юношей, относят недостаточную двигательную активность и вредные привычки, прежде всего курение. Так, по нашим данным, среди студентов с повышенным АД 79,4% курящих юношей и 29,7% — девушек, в то время, как среди здоровых эти показатели составляют 49,3 и 11,7% соответственно.
Многочисленные наблюдения за больными гипертонией подтверждают тот факт, что в молодом возрасте болезнь чаще всего протекает скрыто, бессимптомно и диагностируется, как правило, лишь при активном выявлении. По нашим данным, 87,6% юношей и девушек с повышенным давлением не знали о нем.
Однако тщательное изучение ранних проявлений заболевания показывает, что совокупность таких симптомов, как повышенная утомляемость, головная боль, неприятные ощущения в области сердца, плохой сон, может быть признаком гипертонии, хотя каждый из этих симптомов сам по себе и неспецифичен для этой болезни. Для активного выявления артериальной гипертонии в нашей стране всем учащимся, начиная с 7-го класса, при ежегодных медицинских осмотрах проводится измерение АД.
Выбор метода лечения данного заболевания строго индивидуален, он определяется уровнем давления, состоянием больного и т. д. В легких случаях — это нормализация режима дня (рациональная организация труда, достаточный сон, прогулки, занятия физкультурой), использование успокаивающей терапии (препараты валерианы, пустырника, малые транквилизаторы), в более тяжелых — гипотензивные препараты, подбор которых иногда приходится проводить в условиях стационара.
Некоторые общие принципы лечения и профилактики гипертонии можно рекомендовать всем. Прежде всего надо обратить внимание на атмосферу в семье: необходимо щадить психику подростка, оберегать его от воздействий, которые могут усугубить его состояние.
Очень важен режим дня. Продолжительность сна должна быть не менее 9 часов в сутки (для юношей 17—18 лет не менее 8½ часа.). Большое значение имеет организация воскресного отдыха. Желательно, чтобы в этот день подросток посвятил свое время занятиям, совершенно не относящимся к его привычной деятельности: спортивным играм, работе на даче и т.д.
Утром обязателен горячий завтрак. После школы следует сделать небольшую прогулку. Время обеда должно быть по возможности постоянным, после обеда — отдых в течение 1 ч (в это время можно сделать легкую гимнастику, почитать), затем — выполнение домашнего задания, начинать его следует со сложного материала, затем перейти к более легкому. После каждых 45 мин занятий обязателен 10—15-минутный отдых. Ужин должен быть не позднее 19 часов. Вечером 2—3 часа можно посвятить спорту, домашним делам, развлечениям, но не допускать перед сном перенасыщения впечатлениями.
Гипертоническая болезнь прогрессирует не у всех подростков. Как показывают данные обследований, ее развитие можно задержать и даже добиться выздоровления у 10—30% больных. Залогом этого должны быть раннее выявление заболевания и своевременное настойчивое лечение.


Поставьте лайк, если статья понравилась/была полезной