Популярно о

Шина Дитерихса

Одним из знаменательных историко-медицинских событий 2012 года является 80-летие создания шины Дитерихса, предназначенной для временной иммобилизации   при   переломах   тазобедренного сустава и бедра. Широкое внедрение этой шины в практику началось с опубликования в журнале «Военно-санитарное дело» статьи проф. М. М. Дитерихса (1871—1941) [1], консультанта Первого коммунистического военного госпиталя (сейчас Главный военный клинический госпиталь им. акад. H. H. Бурденко) .
К сожалению,  не все медицинские работники   знают,   что   М.   М.   Дитерихс   был   отечественным  ученым,  поэтому  следует  напомнить  некоторые  его  биографические  данные.
Михаил  Михайлович  Дитерихс  родился  в Одессе 10 ноября 1871 года в семье инженера. На выбор специальности М. М. Дитерихса несомненное влияние оказало то, что в семье уже были представители медицины. Его дед, Михаил Карлович, являлся одним из старейших и уважаемых врачей в Одессе. Родной дядя — Николай Михайлович Дитерихс, по свидетельству современников, человек редких душевных качеств, несколько лет заведовал инфекционным отделением Одесской городской больницы. При выполнении трахеостомии  он  заразился  дифтерией, заболел и умер в возрасте 32 лет.
Михаил Михайлович Дитерихс окончил в 1897 году с отличием Киевский университет, далее он усовершенствовал свои знания по специальности в Военно-медицинской академии, в клинике, возглавляемой Н. А. Вельяминовым. В 31 год он был доктором медицины, а спустя 11 лет — профессором. В 1936 году Михаилу Михайловичу было присвоено звание             заслуженного деятеля науки РСФСР.  
M. M. Дитерихсу принадлежит около 130 научных   работ, в   том   числе   6   монографий. В   книге   «Введение   в   клинику   заболеваний             суставов»   им   обобщены   многолетние   наблюдения и предложена классификация заболеваний суставов. Одним из первых в России он начал использовать гелиотерапию для лечения костного туберкулеза. Исследования Михаила Михайловича были посвящены также травматическим аневризмам, грыжам, базедовой болезни и пр.
Он участвовал в подготовке ценного труда «Военно-полевая хирургия войскового района», который   вышел   3   изданиями   (1932, 1933, 1938 годы)   и   сыграл   важную   роль   в   подготовке врачей и студентов по военно-полевой хирургии в годы, предшествующие Великой  Отечественной войне.
Известны исследования М. М. Дитерихса по истории общей и военно-полевой хирургии, о  выдающихся  хирургах  прошлого,   об  истории лечения огнестрельных ран и пр.
Преданность врачебному долгу, творческое отношение к делу, "заботливо-сострадальческое"    участие   к   раненому,   проливающему кровь за Родину,— были характерными чертами Михаила Михайловича.
Сообщая о создании шины широкому кругу врачей, М. М. Дитерихс указывал, что для оказания медицинской помощи при огнестрельных ранениях нижних конечностей, а также повреждениях с переломами бедра, пункты медицинской помощи должны наложить рациональную шинную повязку. Он сформулировал требования, которым должны удовлетворять такие повязки:

  1. прочно и надежно иммобилизовать суставы: тазобедренный, коленный и голеностопный (последний потому, что икроножные мышцы, начинаясь на бедре, прикрепляются на стопе);
  2. быть возможно более легкой, но в то же время отличаться достаточной прочностью, чтобы выдержать, не повреждаясь, транспортировку раненого в глубокий тыл;
  3. быть не сплошной гильзой, охватывающей бедро со всех сторон, а предоставлять возможность доступа к ране;
  4. давать возможность фиксировать нижнюю конечность в желательном положении после вытяжения и вправления обломков, хранить достигнутые этим вытяжением правильность положения отломков во все время длинного пути эвакуации и предоставлять возможность усиления вытяжения в случае его ослабления;
  5. быть возможно проще по своей конструкции, чтобы запас потребных для нее материалов мог быть во всякое время накоплен, а изготовление возможно «своими средствами»;
  6. наложение ее должно быть настолько просто, чтобы самый процесс наложения мог бы по указаниям врача быть поручен и среднему медперсоналу;
  7. принимать свой окончательный вид в самом скором времени после наложения, чтобы такого раненого можно было непосредственно после наложения эвакуировать и этим освобождать пункт для новых раненых без риска, что повязка при этом испортится.

Из всех существующих шин, применявшихся различными воевавшими армиями в течение трех — четырех войн, участником которых я был, ни одна не удовлетворяет полностью всем выше выставленным требованиям».
Четкие представления о требованиях, предъявляемых к шине, которую можно использовать на поле боя, позволили Михаилу Михайловичу на основе богатого практического опыта создать шину, ныне известную как шину Дитерихса.
М. М. Дитерихс указывает, что ему приходилось использовать готовые металлические аппараты Томаса, Тейлора, Алькиера и др., комплектовать шины Фолькмана, Брауна и др. с деревянными шинами или лубками, но все это не давало удовлетворительных результатов. Он писал: «За основу созданной шины была взята применявшаяся в то время шина, имени автора которой я не знаю, но которую я привык называть шиной профессора Н. М. Волковича. Шина состоит из прямой деревянной пластинки в 160 см длины, 10 см ширины и 1,25 см толщины... В дальнейшем, постепенно изменяя и совершенствуя эту простую шину, я получил аппарат, который и предлагаю в настоящее время как суррогат гипсовой повязки в случае невозможности наложения последней».
Далее автор дает подробное иллюстрированное описание предлагаемой шины, сообщает об успешном ее применении.
Основными преимуществами шины Дитерихса по сравнению с прежними конструкциями является то, что она позволяет надежно фиксировать тазобедренный сустав. Благодаря этому становится возможной иммобилизация при переломах в верхней трети бедра.
Иммобилизация сохраняется и при ослаблении вытяжения. Этому способствует фиксация отломков при помощи широких боковых пластинок, располагающихся по наружной и внутренней поверхностям нижней конечности, на туловище.
Существенный недостаток шины — отсутствие в ней иммобилизирующей детали, идущей по задней поверхности бедра, в связи с чем возможны смещения и провисания отломков кзади.
Во время боевых действий с японскими милитаристами у озера Хасан (1938), на реке Халкин-Гол (1939), в период советско-финляндского вооруженного конфликта (1939—1940) шина Дитерихса, которая была принята на снабжение в 1935 году, завоевала признание войсковых врачей и военно-полевых хирургов. Очень широко применялась шина в годы Великой Отечественной войны. Многие тысячи раненых с переломами костей нижних конечностей были спасены от осложнений благодаря шине Дитерихса. По данным историй болезни, в годы Великой Отечественной войны шина Дитерихса и ее модификации применялись в 70% всех случаев транспортной иммобилизации при огнестрельных переломах бедра. В частности, у раненых, которым накладывалась указанная шина, остеомиелит возникал реже, чем у тех, где использовались импровизированные шины.
Разумеется, на базе шины Дитерихса созданы более совершенные конструкции. Однако при их разработке учитывалист требования к средствам временной иммобилизации, сформулированные советским хирургом заслуженным деятелем науки РСФСР проф. М. М. Дитерихсом, и  использован весь многолетний опыт практического применения сконструированной им шины.

 

Литература

1. Дитерихс М. Шинный аппарат для пунктов медпомощи и передовых госпиталей прифронтовой полосы при огнестрельных и других переломах бедра. «Военно-санитарное дело», 1932, № 1, с. 23—26.


Поставьте лайк, если статья понравилась/была полезной