Профилактика и гигиена

Профилактика вегетососудистой дистонии у студентов

Массовые медицинские осмотры студентов первых и предпоследнего курсов различных вузов показали, что наиболее частыми у них являются заболевания сердечно-сосудистой системы — ревматизм и так называемые функциональные нарушения. Ревматизм, как известно, обусловлен инфекцией, тогда как функциональные нарушения зависят от аппарата, регулирующего деятельность системы кровообращения. Обычно эти нарушения выражаются в различных изменениях артериального давления.
Хорошо известно, что показатели артериального давления в течение суток колеблются: давление ниже утром, если человек лежит. Во время сна оно наиболее низкое. Под влиянием физической работы, во время пребывания на холоде и т. д. артериальное давление возрастает. Но подобные колебания невелики и кратковременны: как только кончается действие какого-либо из влияющих факторов, давление возвращается к характерной для данного человека норме.
С началом заболевания артериальное давление повышается более или менее стойко, амплитуда этого изменения может быть выражена резко или, наоборот, незначительно.
Среди причин развития вегетососудиетой дистонии у студентов, особенно младших курсов, следует назвать перенапряжение нервной системы, переутомление, психические травмы и некоторые другие отрицательные факторы, действие которых усугубляется наследственной предрасположенностью, а также конституциональными особенностями организма. При повышении артериального давления речь идет о вегетососудистой дистонии гипертонического типа. Страдающие ею молодые люди жалуются на раздражительность, быструю утомляемость, плохой сон. Для дистонии гипотонического типа характерны жалобы на головные боли, головокружения, потемнение в глазах, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, а при отрицательных эмоциях — похолодание и онемение пальцев рук и ног, потливость. Но все эти ощущения могут быть приняты молодыми людьми за «простое недомогание в связи с усиленными занятиями», и они к врачу не обращаются. Поэтому изменения артериального давления и болезненные проявления обнаруживаются часто только при медицинском осмотре. Вообще, как показывают опросы студентов, молодые люди не очень интересуются своим здоровьем и на отмеченные выше симптомы обращают мало внимания. Они считают себя здоровыми и не принимают всерьез даже рекомендации врача, выявившего нарушения в их состоянии. Это естественное свойство молодости, которая не думает о болезнях, поскольку они поражают молодых относительно редко (по сравнению с пожилыми). К тому же и переносятся заболевания в молодом возрасте легче, чем в пожилом.
Однако выявление тех или иных заболеваний, в том числе вегетососудистой дистонии, требует определенного внимания. Поэтому так важно объяснить студентам, что от величины артериального давления зависят эффективность кровотока и кровоснабжение различных органов и, следовательно, их нормальная функция.
Поступивший в вуз или техникум молодой человек с первых шагов студенческой жизни должен научиться организовывать свой труд. Это очень сложно, особенно для первокурсников, только что окончивших школу. Совершенно другая система занятий (отсутствие ежедневного контроля на уроках, лекции вместо объяснений учителя, зачеты и сессия) требует перестройки годами сложившегося школьного стереотипа. Трудности такой перестройки усугубляются для студентов, живущих в общежитиях, новыми условиями, не похожими на семейные. Поэтому так важно в беседах подсказать на первый взгляд элементарные, но необходимые меры: несмотря на отсутствие контроля домашних и учителей, каждый день нужно заставлять себя вовремя вставать (в том числе и в воскресенье), питаться не на ходу и не всухомятку, а регулярно, не менее 3—4 раз, организовывать себе ежедневный и еженедельный активный отдых и т. д. Все эти советы важно давать, исходя из конкретных условий работы данного вуза, техникума. Учитывая особенности вуза или техникума (в том числе работы студенческих столовых и буфетов), следует рекомендовать студентам наиболее целесообразный режим дня.
Говоря об общих правилах питания, важно подчеркнуть, что лицам, страдающим функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы, нет необходимости соблюдать какую-либо особую диету. Но соблюдение режима питания обязательно: следует есть примерно в одно и то же время, 4 раза в день, горячую пищу; никогда не уходить на занятия натощак; не наедаться на ночь; в пище обязательно должны быть овощи и по возможности фрукты (источники витаминов и минеральных солей). При подъеме артериального давления пища должна быть недосоленная.
Один из важнейших разделов бесед со студентами — разъяснение роли физкультуры для здоровья вообще и профилактики функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы в частности. Надо настойчиво подчёркивать, что долгое сидение за книгой, за лабораторными столами, в аудиториях, на лекциях, т. е. снижение двигательной активности, требует соответствующей компенсации. Иначе неизбежны нарушения в жизнедеятельности организма, которые раньше или позже наступят (может быть, уже по окончании вуза). Ведь физические занятия улучшают координацию всех функций организма, вызывают приспособительные перестройки в нервной, сердечно-сосудистой и других системах. Систематические физические упражнения позволяют легче преодолевать различные перегрузки, связанные с напряженной учебой. Надо подчеркивать, что дистония по гипотоническому типу чаще наблюдается у студентов, избегающих занятий физкультурой и спортом.
В беседах со студентами нужно указывать на роль достаточного сна для здоровья. Ночные бдения, особенно в период сессий, истощают организм, снижают его устойчивость к различным заболеваниям и воздействию отрицательных эмоций.
В последние годы ученые различных специальностей все больше внимания уделяют изучению эмоции их влияния на функции ряда органов и систем. Нередко именно эмоции являются одной из ведущих причин вегетососудистой дистонии. Известно, что эмоции условно делятся на положительные и отрицательные. Из названия понятно, что особое значение в возникновении заболевания имеют отрицательные эмоции (хотя в ряде случаев слишком сильные положительные эмоции также могут играть негативную роль). Положительные эмоции обычно очень сильны и способны вытеснять отрицательные или уменьшать их силу, особенно в молодом возрасте. Побуждать положительные эмоции можно различными способами. Но для каждого человека эти способы индивидуальны. Так, у одних поднять настроение можно музыкой, другие пристрастны к спортивным играм, третьим необходимы прогулки на свежем воздухе и пр. Применив свой индивидуальный способ, можно ослабить действие отрицательных эмоций, т. е. добиться, чтобы реакция на них была более спокойной. Таким образом организм «защищается» от вредного воздействия отрицательных эмоций.
Эмоции можно и нужно воспитывать, т. е. научиться преодолевать отрицательные эмоции с наименьшими для организма потерями, закалять силу воли, воспитывать выдержку, эмоциональную устойчивость. Надо добиваться, чтобы отрицательные эмоции не могли сломить волю к учебе, к стремлению преодолевать трудности. Очень важна первая победа над собой — не дать себе распускаться, не сникать, не опускать руки. Это необходимо не только для успешной учебы, но и для здоровья, в частности для профилактики вегетососудистой дистонии.
Специальные беседы среди студентов должны посвящаться борьбе с вредными привычками — курением и злоупотреблением спиртными напитками. Необходимо подчеркивать, что образующийся при сгорании табака никотин является нервно-сосудистым ядом. Он нарушает работу сердца и вызывает сужение сосудов. Алкоголь как агрессивный агент для коры головного мозга воздействует через него на сердце и сосуды. Эти вопросы систематически освещаются на страницах журнала.
Студенты нередко обращаются за помощью в случаях головных болей или других каких-либо расстройств. Зная наиболее частые поводы обращения на здравпункт, надо останавливаться в беседах на их причинах и давать соответствующие советы. Кроме того, следует подчеркивать важность аккуратной явки на медицинские осмотры, а также выполнения советов и назначений врача, фельдшера. Необходимо настойчиво и до конца лечить выявленные заболевания. Особенно это важно в отношении хронического тонзиллита, поскольку данное заболевание встречается у студентов сравнительно часто; кроме того, хорошо известна его связь с ревматизмом, распространенность которого среди студентов сравнительно велика.
Что касается лекарственной терапии функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы, то выбор комплекса лечебных мероприятий — задача только лечащего врача. Никогда нельзя «лечиться» по собственному разумению или совету друзей — такая самодеятельность неизбежно ведет к затягиванию болезни, а то и к более тяжелым последствиям. Чем раньше начато лечение, тем быстрее наступает положительный эффект, который к тому же оказывается более стойким.


Поставьте лайк, если статья понравилась/была полезной